Персидская инкрустация «хатамкари» «Хатамкари» – это изысканное искусство инкрустации предметов специфическимишестигранными узорами. Также встречаются пяти-, восьми- и десятигранные узоры, но шестигранники остаются наиболее популярными. Необыкновенная персидская инкрустация по дереву возникла в эпоху Сефевидов (16 – 17 ст.). Двери, окна, сундуки, шкатулки, зеркальные рамки и рамки для картин,доски для игры в шахматы и нарды, подставки для Корана, ручки украшались шестигранными узорами из равносторонних треугольников. Сначала треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня с трудом можно разглядеть составляющие хатама. 400 лет назад искусство инкрустации по дереву процветало в южных городах Ирана, особенно в Исфахане, Ширазе и Кермане.
В эпоху династии Сефевидов оно было настолько популярным при королевском дворе, что шахи изучали его наряду с живописью и музыкой. В 18 и 19 столетиях производство хатама сократилось, но поощрялось во времена правления Реза-шаха Пахлави в 20 ст. (тогда были открыты художественные школы в некоторых городах Ирана). В настоящее время «хатамкари» практикуется в Исфахане, Ширазе и Тегеране. Мастера по инкрустации внесли значительные новшества в это изобразительное искусство, сохраняя его величие. Как создают персидскую инкрустацию «хатамкари» Для инкрустации используются следующие материалы:
1) Подготовка нужного количества треугольников из дерева, кости и т.п.
2) Изготовление из них шестигранных фигур.
3) Закрепление шестигранников на поверхности изделия с помощью клея. Сначала тонкие деревянные палочки диаметром 1,5 – 2 мм собираются в треугольные пучки. Затем складываются и склеиваются в строгом порядке, образуя цилиндр. При этом в поперечном сечении формируется геометрический рисунок в виде шестиугольной звезды в шестиграннике. Затем цилиндры из треугольных пучков разрезаются поперек на более мелкие цилиндры, сжимаются и сушатся. После этого они разрезаются снова на тонкие пластинки шириной примерно 1 мм. Наконец эти фрагменты наклеивают на желаемые изделия, шлифуют, выравнивают поверхность и покрывают лаком. Они также могут размягчаться путем нагревания для того, чтобы наклеиваться на выпуклые предметы. Создание такой инкрустации от начала до конца состоит из примерно 400 шагов! Таким образом можно инкрустировать многие изделия: шкатулки для украшений,шахматные доски, курительные трубки, столики, рамки, пеналы, музыкальные инструменты, настенные часы, ручки и подставки для ручек и другие предметы. Очень популярны среди инкрустированных изделий подставки для Корана или других ценных книг. Хатам может применяться и в создании персидской миниатюры, превращаясь в настоящее произведение искусства! Например, широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.Орнаменты дверей в святых местах также состоят преимущественно из инкрустированных деталей. Такие образцы можно наблюдать в различных городах Ирана, таких как Кум, Машхад, Шираз, Рей. Проектирование инкрустированных изделий играет очень важную роль и является весьма сложным процессом. Орнамент в «хатамкари» делается очень уплотненным. Только в одном кубическом сантиметре рядом друг с другом могут находится 250 кусочков металла, кости и дерева! Как правило, чем меньше детали в инкрустации, чем больше их количество и чем последовательнее повторяются узоры, тем выше ценится такое произведение искусства. Качество инкрустации также зависит от качества используемых материалов. Сегодня исфаханские художники включают в работу серебряные украшения итрадиционную роспись по эмали. Резьба по дереву является одним из выдающихся видов искусства в Иране и требует сноровки и художественных навыков. Великолепные образцы «хатамкари» находятся в традиционных мечетях, дворцах и древних зданиях. Некоторые иранские инкрустированные изделия хранятся в музеях Ирана или за границей.